Что лучше Imax или Real 3D
Что лучше Imax или Real 3D
История. С чего всё начиналось. Как снимается кино 3D.
С давних пор люди, в силу бинокулярности зрения стремились запечатлеть наш мир таким, каким мы его воспринимаем, т.е. трёхмерным. Первые успешные работы, о которых известно на данный момент, относятся к 19-му веку. В 20-м веке человечество не остановилось на статичных стереоизображениях. Киноиндустрия стала развиваться бешенными темпами и для добавления изюминки, начали снимать первые фильмы в формате 3D, используя анаглиф. Технология подразумевает использование двух камер, для отображения используется цветовое кодирование. Она достаточно быстро завоевала популярность в силу простоты реализации. Для просмотра необходимо цветокодированное кино и очки со светофильтрами красного и синего цвета. Показывать такое кино можно в любом кинотеатре. Сейчас такие 3D фильмы можно скачать и смотреть и на компьютере. Главным минусом этой технологии является неполная цветопередача.
Далее были различные технологии попеременного перекрывания глаза, но они сложны и не так интересны. Несомненным прорывом в кинематографе явился фильм Джеймса Кэмерона Аватар 3D ( Avatar 3D ).
Принцип работы анаглиф-очков. Красно-синие 3D очки.
Просмотр 3D картинок, 3Д изображений и фильмов при помощи пассивных очков со светофильтрами. В данном методе изображения накладываются друг на друга красное и синие с небольшим смещением, зритель надев очки с красным и синим светофильтрами для каждого глаза получает изображение соответствующей волны и каждый глаз видит одно изображение, за счет этого и достигается трехмерный эффект 3D.
Настоящее. Формат 3D сегодня. Проекторы и технологии 3D. Чем отличаются технологии 3D?
В данный момент на рынке присутствует три основных технологии отображения 3D в кинотеатрах, две из которых основаны на поляризации, третья является эволюцией технологии анаглифов: технология IMAX 3D (Аймакс 3Д), технология RealD (Риал Д) и технология Dolby 3D (Долби 3Д).
Технология IMAX 3D. Кинотеатр Imax 3D. Проектор IMAX 3 D.
Технология IMAX появилась первой из популярных сейчас, первые фильмы были выпущены ещё в прошлом веке. Для создания трёхмерности используются линейная поляризация фильма и специальные очки.
Для создания трехмерного изображения используется специальная 3D камера с двумя объективами, которые разнесены на расстояние 64 мм (среднее расстояние между зрачками человека). 3D камера использует две 70-миллиметровые пленки для записи отдельных изображений для правого и левого глаза.
В технологии IMAX 3D используется поляризационный метод получения стереоизображения: с помощью установленных на двух проекторах фильтров-поляризаторов изображения для левого и правого глаза поляризуются соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях; расположенные соответствующим образом фильтры в очках «извлекают» из светового потока отдельные изображения для левого и правого глаза.
Основной недостаток метода – высокие требования к экрану, прежде всего экран не должен менять поляризацию падающего на него света от двух проекторов, в противном случае происходит разрушение стереоэффекта. Чтобы этого избежать, в IMAX используется экран с серебряным покрытием. Также минусом линейной поляризации является потеря трёхмерности при малейших наклонах головы вправо и влево.
Технология RealD. Кинотеатр Real D. Проектор REALD.
Технология цифрового стереоскопического проецирования. Является наиболее часто используемой технологией для показа стереоскопических 3D фильмов с проектора в кинотеатрах. В отличие от технологии IMAX 3D, RealD не требует двух проекторов.
В технологии RealD 3D используется круговая поляризация света. Эта технология подобна IMAX с той разницей, что круговая поляризация вместо линейной позволяет сохранять стереоэффект и избегать двоения изображения при небольших боковых наклонах головы.
Проектор попеременно проецирует кадры для каждого глаза, а также по кругу поляризует эти кадры — по часовой стрелке для правого глаза, против часовой – для левого, используя при этом ЖК экран расположенный перед проекционными линзами. Циркулярно поляризованные очки обеспечивают процесс, при котором каждый глаз видит свою собственную картинку вне зависимости наклона головы зрителя. Высокая скорость передачи кадра — 72 кадра в секунду для каждого глаза — обеспечивает изображению постоянное действие. В 3Dкинотеатрах каждый кадр проецируется три раза, чтобы уменьшить мерцание, в обычном видео изображении – 24 кадра в секунду. В результате получается гладкая, непрерывная3D картинка.
Основной проблемой поляризованных 3D систем является потеря яркости картинки. Поляризационный экран, находящийся перед проектором, блокирует половину исходящего света, что и является причиной итоговой потери яркости на экране. Кроме того, технология предъявляет высокие требования к экрану. Прежде всего экран не должен менять поляризацию падающего на него света, в противном случае происходит разрушение стереоэффекта. Чтобы этого избежать, в RealD используется экран с серебряным покрытием.
Специфика трехмерного кинопоказа RealD с активными 3D очками.
Система показа 3D в технологии RealD состоит из нескольких компонентов, включая проектор, киноэкран, поляризационные 3D очки и специальный REAL D Cinema Z-Screen, который устанавливается напротив объектива цифрового проектора, делая возможным воспроизведение трехмерного изображения. Программное обеспечение RealD связывает все компоненты в общую структуру, обеспечивая качественный 3D показ.Специальные активные 3D-очки оснащены встроенными ИК-приемниками, которые принимают сигнал от цифрового проектора и синхронизируют открытие/закрытие встроенных в очки LCD-жидкокристаллических затворок так, чтобы сформировать изображение индивидуально под каждый глаз зрителя. Линзы открываются/закрываются с достаточно высокой скоростью, поэтому зритель не воспринимает мерцания, но видит объемную картинку в 3D. Главное преимущество использования активных 3D-очков состоит в том, что не происходит потери яркости и контрастности изображения в сравнении c другими технологиями стерео и 3D кинопоказа. Четкое разделение изображений под левый/правый глаз избавляет зрителя от визуальных дефектов.
Дополнительно можно выделить следующие преимущества активных 3D-очков: стильный и эргономичный дизайн; небольшой вес; размер подходит для зрителей различного возраста, позволяет одевать их поверх обычных корректирующих зрение очков; оптимизация размера линз для просмотра изображения на большом экране; защита от влаги, которая позволяет производить мойку/чистку очков перед каждым 3D-сеансом.
Технология Dolby 3D. Кинотеатр Dolby 3D. Проекторы DOLBY 3 D.
Dolby 3D (ранее известная как Dolby 3D Digital Cinema) — торговая марка Dolby Laboratories, Inc. для показа трёхмерного кино в цифровых кинотеатрах. Главное преимущество перед конкурирующими системами с пассивными поляризационными очками для зрителей в том, что для показа подойдёт обычный экран.
В проектор, перед лампой, устанавливают синхронизированный через контроллер специальный съёмный вращающийся дисковый фильтр с сегментами формирующий через кадр изображение для каждого глаза отдельно, которое смешивается с помощью пассивных, спектральных очков многоразового пользования выдаваемых зрителям. Принцип работы диска достаточно прост – две половины круга являются фильтрами для изображений левого и правого глаза, при работе диск вращается с очень высокой скоростью, обеспечивая попеременное переключение фильтрующих элементов разных длин волн. На каждом кадре фильма диск проворачивается 3 раза, то есть, при стандартной частоте фильма 24 кадра в секунду, он вращается со скоростью 3x24x60=4320 оборотов в минуту.
Технология, используемая для создания стереоэффекта, называется «визуализация через волновое умножение» или технология интерферентной фильтрации и лицензирована Dolby у немецкой компании Infitec GmbH.
RealD 3D – что это? Сравнение с IMAX 3D
SuperD, Dolby3D, IMAX. В таком обилии терминов несложно запутаться. RealD 3D – что же это? Когда-то мы смотрели мультфильмы, нарисованные на бумаге или слепленные из пластилина. И были рады этому. Но современному зрителю необходимо что-то более серьезное. Поэтому величайшие кинокомпании разрабатывают регулярно новые технологии для достижения максимально впечатляющей картинки на экране.
Общая информация о трехмерном кино
О том, что такое вообще 3D, знает, наверное, каждый школьник. А вот ответ на вопрос, что это такое RealD 3D, дать ответ несколько сложнее. 3D мы называем трехмерным или стереоскопическим изображением. Изображение может быть также двухмерным. Помните египетские рисунки в профиль? Они двухмерные, то есть плоские. Разберем на примере наших собственных глаз.
Человеческое зрение стереоскопическое. Когда мы смотрим новости по телевизору, мы наблюдаем двухмерное изображение. Когда мы смотрим вокруг себя, мы видим трехмерное, объемное изображение. Как это работает? Наши глаза видят немного разную картинку. Попробуйте закрыть левый глаз, вы не увидите правым глазом то, что видели секунду назад левым. И, соответственно, наоборот.
Одно изображение поступает левому глазу, другое правому. Потом наш мозг соединяет это все в одно объемное изображение. На этом принципе и основаны 3D-технологии: сделать картинку настолько натуральной, как будто мы это видим вживую. Некоторые дополняют эффект присутствия ветра, капель в лицо или запахов. Достаточно вспомнить просмотр фильмов в так называемых 7D -кинотеатрах.
RealD 3D – что это?
Создателем технологии является образованная в 2003 году компания RealD Cinema. Компания Sony имеет эксклюзивные права на эту технологию. Именно ее мы и подразумеваем сегодня под 3D-кино. Суть технологии в том, что когда мы надеваем в кинозале 3D-очки, мы получаем эффект своего собственного бинокулярного зрения. Линзы и специальные проекторы передают нам картинку отдельно на левый и правый глаз. Поэтому кажется, что все предметы в кино летят нам в лицо.
Но что это – RealD 3D? Особенность технологии заключается в так называемой круговой поляризации, что обеспечивает хороший зрительный эффект со всех углов обзора и позволяет нам при просмотре фильма менять положение тела, наклонять голову. Изображение для левого глаза проецируется по движению часовой стрелки. Для правого – наоборот. Из-за этого технология и получила название круговой. При этом изображение не будет пропадать по периферии. Актуально, например, для детей, когда они смотрят мультфильмы.
Техническое описание IMAX 3D
Технология IMAX 3D, разработанная в 1970 году канадской компанией “Мультискрин”, работает на тех же принципах, но имеются значительные отличия. Первое – вместо круговой поляризации здесь присутствует метод линейной поляризации. С одной стороны, это ограничивает обзор. С другой стороны, при этой технологии изображение получается более четким и ярким.
Второе отличие заключается в масштабах экрана. Это неповторимый, загнутый экран, который по ширине больше самого зала. То есть зрители находятся словно внутри изображения. Этим компенсируется ограниченная обзорность линейной поляризации. Еще один плюс IMAX-формата в том, что он сопровождается аудио-оборудованием определенного класса и качества, поэтому звук здесь создает необыкновенный эффект. Для трансляции фильмов в этом формате необходимы два проектора.
RealD 3D или IMAX 3D: что лучше?
Перед просмотром фильма многие задумываются о том, что это RealD 3D за хитрая аббревиатура. Не лучше ли выбрать кинотеатр IMAX? Ответить на это вопрос достаточно сложно, так как обе технологии имеют свои преимущества. Кроме того, они постоянно улучшаются и развиваются. В некоторых случаях выбор будет зависеть от характера фильма, который вы собираетесь смотреть. Более эпичные и изобилующие эффектами и 3D-графикой кинокартины будет интересно посмотреть на огромном IMAX-экране.
С другой стороны, “ужастики”, возможно, не лучшая идея для просмотра в IMAX. RealD 3D, в свою очередь, удобнее для просмотра с детьми. В любом случае определенного вывода нет, многое зависит не только от выбранного формата, но от качества оборудования в конкретном кинотеатре. В случаях, когда очки обслуживаются некорректно и вовремя не меняются, впечатление от кругового RealD 3D может быть еще более ограниченным, чем при линейном, но качественном IMAX.
Что люди говорят?
RealD 3D – что это? Отзывы о кинотеатре, в котором используется эта технология, помогут ответить на этот вопрос. Однако мнения людей здесь кардинально разнятся. Кто-то сильно ругает качество кинотеатров RealD 3D, предпочитая широкие экраны IMAX. По мнению других, вся проблема в некачественных очках. После просмотра фильмов в формате IMAX 3D люди часто жалуются на сильное головокружение и нагрузку на уши (из-за характерного мощного звука). Детей вести сюда многие мамы не хотят.
Говоря о пагубном влиянии на зрение, кто-то готов совсем отказаться от просмотра фильмов в подобном формате. Судя по объективным отзывам, стоит просто сравнить ощущения в том и другом формате, чтобы сделать выбор для себя. В скором времени, безусловно, кинокомпании порадуют нас доработками и новыми интересными технологиями.
Технология Reald 3d. Что это такое и какие различия?
Одной из разновидностей 3D систем, является технология RealD Cinema от компании Sony. Главной её особенностью, которая выгодно выделяет RealD Cinema на фоне других популярных технологий, является то, что она не требует двух кинопроекторов, для показа стереоскопического видео.
Как работает RealD Cinema?
Технология подобна IMAX, только поляризация света круговая, вместо линейной. Специальный кинопроектор поочередно показывает кадры для каждого глаза и что интересно – для левого глаза проецируются против часовой стрелки, а для правого по часовой.
Очки у RealD, как и у IMAX, имеют противоположную круговую поляризацию, и благодаря этой технологической особенности, любой наклон головы никак не влияет на видимость получения картинки.
Технологии с активными очками имеют одну общую проблему – значительное падения качества 3D изображения зависящая от степени наклона головы. При наклоне более чем на 45 градусов, яркость картинки падает на 51%.
Разновидности технологии RealD
Всего существует две популярные системы — RealD XL Cinema System (SuperD) и RealD XLS. Первая является специальной модификацией под экраны больших размеров (до 24 метров в ширину), вторая модификация позволяет проецировать трехмерное видео на экраны до 15 метров в ширину с повышенным уровнем яркости и качеством картинки.
Недостатки и слабые стороны
1) На фоне таких ярко выраженных плюсов (качественная трёхмерное изображение, необходим только один кинопроектор), есть и недостатки у RealD, как и всех поляризационных 3D систем – значительная потеря яркости. Основная потеря происходит из-за поглощения поляризационным светофильтром, почти половины всего света.
2) Вторая проблема вытекает из первой – чтобы компенсировать потерю яркости, для RealD кинотеатров устанавливают специальный посеребренный экран, который весьма дорогой, особенно по сравнению с другими 3D технологиями.
3) Третья проблема – дорогостоящая лицензия на использование технологии. Sony просит за неё 100 тысяч евро за 4 года использования.
Все эти проблемы замедляют темпы распространения RealD в мире. Главный конкурент – канадский iMax, медленными, но уверенными шагами захватывает рынок. Тем не менее, на 2013 год в мире оборудовано более 23 тысячи кинотеатров.
Для справки
Команда www.awater3d.com подготовила прекрасную видео-лекцию про принципы показа кинофильмов в 3D формате и в частности они подробно рассматривают технологию RealD:
Пример видео в формате RealD Cinema
Перед вами короткий фильм, который сделанный под очки RealD и без них картинка будет раздваиваться. Как вы наверно заметили, на картинке преобладают жёлтый, зелёный и красные цвета, но после того как вы оденете специальный очки, все цвета дополнят друг друга и создаться эффект трёхмерности, за счёт особенностей бинокулярного зрения человека.
И в самом конце мы подготовили для вас инфографику, на который вы сможете увидеть все основные возможности для бизнеса и обычных пользователей:
Чтобы постоянно быть в курсе последних кинопремьер и любых событий в киноиндустрии, то обязательно подписывайтесь на RSS и зафоловьте наш аккаунут в Твиттере – @allfontv. Ниже форма подписки для получения новых публикаций на почту.
1 Comment
Как я понял RealD самая распространённая система 3D в мире, правильно? Постоянно хожу на 3д фильмы и даже не знаю какая технология там установлена, но не аймакс точно!
IMAX 3D или RealD 3D: всему свое время
Качественных фильмов в 3D за пару последних лет успели наснимать достаточно много. Сегодня в 3D выпускаются и симпатичные мультики, и занимательная документалистика, и футуристические блокбастеры, и даже ужастики.
Да и сама технология передачи трехмерного изображения, пройдя не очень простой этап становления, в настоящее время достигла определенного, и надо сказать, достаточно высокого уровня.
Более того, массовый зритель тоже успел привыкнуть к преимуществам 3D и даже научился понимать некоторую специфику данной технологии. Выражается это, как правило, в том, что пересмотрев определенное количество фильмов в различных 3D-кинотеатрах, оснащенных 3D-системами разных типов, опытный любитель 3D уже знает, какие фильмы лучше смотреть в IMAX, а какие — в RealD 3D. Причина проста: форматы Imax Digital 3D и RealD 3D хотя со зрительской точки зрения и сопоставимы по качеству отображения трехмерных эффектов, однако в остальном существенно друг от друга отличаются, как отличается и оборудование для 3D кинотеатров. Собственно, прийти к такому выводу совсем не трудно, достаточно посмотреть всего несколько фильмов на экранах разных 3D-систем.
Imax 3D благодаря огромным размерам экрана, особенной его форме и расположению буквально с первых минут впечатляет зрителя-новичка своей неизменной масштабностью и исключительной эффектностью. Гигантские изогнутые экраны IMAX сконструированы так, чтобы задействовать в том числе и периферическое зрение зрителя и минимизировать ореолы (двойные изображения), кроме того такие экраны покрыты слоем серебра, повышающим коэффициент отражения. Проще говоря, они ярче. Плюс к этому, технология Imax Digital 3D предусматривает использование очков с так называемой линейной поляризацией, которые, как считают в IMAX, по соотношению сигнал-шум имеет преимущество над 3D-очками с круговой поляризацией, так пропускают больше света.
В свою очередь RealD 3D в большинстве случаев обеспечивает лучшие углы обзора, т.е. во время просмотра фильма зритель может поворачивать и наклонять голову, и изображение при этом не будет ухудшаться. В IMAX смотреть надо прямо на экран, что не всегда удобно и практически всегда невозможно, к примеру, для маленького ребенка, которому трудно сидеть неподвижно в течение всего полуторачасового мультика. В этой связи, представитель компании RealD даже как-то отметил, что у настоящих киноманов RealD 3D всегда будет пользоваться популярностью, поскольку позволяет чувствовать себя комфортно во время просмотра 3D-киносеанса.
Еще одним важным фактором, влияющим на выборе технологии (точнее кинотеатра) для просмотра того или иного фильма фильма в 3D, является стабильность. RealD-кинотеатры по-прежнему считаются более популярными и востребованными, чем IMAX, однако опытный 3D-зритель также знает, что качество просмотра и в конечном итоге ощущения от конкретного фильма в RealD 3D во многом зависят от качества цифрового проектора и звуковой системы, которыми оснащен кинозал. В RealD-кинотеатрах оборудование 3D-залов существенно отличается, как по моделям, так и по маркам. В IMAX же используется оборудование, которое должно обеспечивать изображение и звук определенных стандартов, таким образом, зритель может рассчитывать на качественный просмотр фильма и определенные впечатления вне зависимости от того, какой из IMAX-кинотеатров он выбрал.
Real D 3D vs IMAX 3D
какой формат выбрать?
Real D 3D vs IMAX 3D
Сообщение 18 дек 2009, 2:09
А то собираюсь на Аватара, хочется посмотреть в самом лучшем варианте.
Сообщение 22 дек 2009, 21:17
Сообщение 22 дек 2009, 21:20
1) В 3D анаглифы (красный и синий светофильтр), а в IMAX поляризованные очки (вроде).
2) Для IMAX-а создается 72mm пленка, что повышает четкость более чем в 2 раза
3) Также в IMAX-е улучшенная контрастность и цвета.
Ну а научным языком лучше написано на википедии )
Вот например я смотрел в 3D Ледниковый период 3 и Пункт Назначения 4. А в IMAX-е Аватар. Разница просто гигантская, разумеется в пользу IMAX. Также там экран закруглен и он больше )
Сообщение 22 дек 2009, 21:24
Так как на форуме возникает постоянно путаница с терминологией и всяческие домыслы о технологиях, то настало время сделать краткий ликбез, которые ен претендует на всю полноту, но дает необходимое представление.
На сегодняшний день во всем мире существует несколько актуальных технологий стереокино.
1) IMAX 3D. Изображение идет с двух 70мм-пленок одновременно. Очки используются “пассивные” поляризационные. Поляризация идет линейная, что не дает зрителю как угодно крутить головой.
Digital 3D: (обычно один цифровой проектор с попеременным показом кадров для левого и правого глаза)
1) Real D 3D. “Пассивные” поляризационные очки. Поляризация идет круговая, что дает вертеть головой как угодно.
2) MasterImage 3D. “Пассивные” поляризационные очки. Поляризация идет круговая, что дает вертеть головой как угодно.
3) Dolby 3D. “Пассивные” очки с многослойными спектральными фильтрами. Сдвиг спектров идет по кругу. Головой крутить можно как угодно.
4) XpanD 3D. “Активные” очки с ЖК-затворами, попеременно закрывающими левый или правый глаз. Головой крутить можно как угодно.
5) IMAX Digital 3D. “Пассивные” поляризационные очки. А вот какая там поляризация, мне узнать не удалось.
p.s. Еще в кинотеатрах и даже на некоторых дисках идет “анаглифная” картинка, которую надо смотреть в бумажных разноцветных очках, но это не очень хорошее качество, как вы понимаете.
IMAX 3D: Coca-Colca IMAX в Kinostar City.
Real D 3D: Kinostar city, Kinostar Дыбенко.
MasterImage 3D: Кристалл-палас.
Dolby 3D: Синема-парк, Мираж-синема в Озерках, Мираж-синема на Ветеранов (?), Мираж-синема на Петроградской (?), КАРО-Фильм. Варшавский экспресс (?), КАРО-Фильм. Атмосфера (?).
Что такое IMAX, RealD 3D и Dolby Atmos и какие технологии лежат в их основе
Трёхмерное кино и широкие форматы.
В российский прокат вышел фильм «Гемини» — экшн от режиссёра «Жизни Пи» Энга Ли, интересный не столько сюжетом и не столько тем фактом, что там играют аж два Уилла Смита, сколько своим необычным форматом.
«Гемини» снят на модернизированные камеры ARRI Alexa, способные записывать видео в 4К и 120FPS (правда, в большинстве кинотеатров картину будут показывать максимум в 60FPS, потому что до таких технологий индустрия банально не доросла). Причём съёмки производились одновременно сразу на две камеры, установленные на специальный риг STEREOTEC 3D — всё для того, чтобы добиться подлинного эффекта объёмного изображения.
Понятно, что формат «Гемини» полноценно приживётся нескоро (если вообще когда-нибудь приживётся), ведь киноиндустрия слишком консервативна для того, чтобы так быстро принимать новые технологии — многие критики, например, до сих пор считают, что повышенная частота кадров убивает «кинематографичность».
Тем не менее, в наш цифровой век совсем избежать новшеств кино не удаётся, и с каждым годом на афишах кинотеатров мы видим всё больше красивых терминов: IMAX, 3D HFR, RealD, Dolby Atmos, 4DX. Многие из них давно вошли в наш зрительский обиход, а вот что конкретно они означают, скорее всего, знают далеко не все.
Cегодня мы решили рассказать о том, что такое настоящий IMAX, чем RealD и 4DX отличаются от стандартного 3D, а Dolby Atmos — от знакомого всем с эпохи DVD Dolby Surround.
Сразу стоит сказать, что IMAX — не только название кинозалов с гигантскими экранами. Это целая система, объединяющая технологии съёмки, записи звука, обработки и кинопроекции. Проще говоря, чтобы получить настоящий IMAX-фильм, мало показать его в мультиплексе с подходящим экраном. Нужно снять кино на запатентованные компанией камеры с особым форматом кадра и лишь затем запустить его в зале с, опять же, запатентованной архитектурой и специально сконструированными проекторами.
К тому же, технология это не то чтобы современная. История IMAX началась ещё в 1967 году. Правда, тогда компания называлась Multiscreen Corporation.
Основали её четыре канадских кинематографиста: режиссёры-изобретатели Грай Фергюсон и Роман Койтор, инженер Уильям Шоу, а также бизнесмен Роберт Керр. Случилось это после того, как на выставке Expo 67 в Монреале они по отдельности представляли две экспериментальные картины: «В лабиринте» и «Человек и полярные регионы».
Обе снимались сразу на несколько камер и демонстрировались на нескольких связанных экранах одновременно — ради достижения панорамного эффекта и чувства «погружения».
Поняв, что они преследуют общую цель — поиск технических средств, способных буквально «раздвинуть» рамки привычного киноэкрана — режиссёры объединились и начали искать путь, как облегчить работу с мультиэкраном.
Надо заметить, что стремление увеличить пространство кадра для кино было уже не в новинку. Ещё в 1929 году студия Fox представила широкоэкранный 70-миллиметровый формат Fox Grandeur, но он быстро вышел из употребления из-за высокой стоимости. В 1953-м появился анаморфированный формат CinemaScope, позволявший снимать кино с соотношением сторон вплоть до 2,66:1 против стандартного «квадратного» 1,37:1.
В настоящем, нативном IMAX-зале экран расположен близко к зрителям — так, что он закрывает собой всё поле зрения человека. Ряды кресел поднимают над землёй и ставят относительно друг друга под очень крутым углом (вплоть до 30 градусов), чтобы люди с любого места, будь то самого нижнего или самого высокого, смотрели на экран прямо.
Сам экран должен обладать минимальным размером в 22 метра в ширину и 16.1 метр в длину. Самый большой на данный момент IMAX-экран, находящийся в австралийском Мельбурне, может похвастаться габаритами в 32 метра на 23 метра.
Впрочем, до конца 10-х годов XXI века формат IMAX практически не использовали в коммерческом кино — не считая диснеевской «Фантазии 2000», с треском провалившейся в прокате. В основном в этих залах показывали специально снятые для них документальные фильмы о природе или короткометражные анимационные картины.
Также с 80-х годов IMAX активно сотрудничает с NASA — многие космические миссии документировали свою работу на их камеры.
Лишь в 2008 году технология открыла себе путь в большое кино. Ей заинтересовался Кристофер Нолан, который давно восхищался детализированностью изображения и художественными возможностями IMAX.
В «Тёмном рыцаре» он использовал IMAX-камеры для экшн-сцен (в частности, начальной сцены ограбления) — всего он снял на них 28 минут из финального хронометража.
Через год IMAX камеры использовал Майкл Бэй для нескольких сцен второй части «Трансформеров». Через три — Брэд Бёрд в «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Именно на IMAX снята знаменитая сцена, где Том Круз бегает по стенам небоскрёба Бурдж-Халифа.
На сегодняшний момент всего 17 полнометражных фильмов использовали IMAX камеры. Но почти никто не эксплуатирует их как основное средство съёмки — слишком они дорогие и тяжёлые. Лишь две ленты — «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» — сняты целиком на цифровые IMAX Arri Alexa.
А вот на плёночную 70-мм версию целиком не снято ни одного фильма. Рекорд принадлежит «Дюнкерку» Кристофера Нолана — 75% материала создано при помощи IMAX камер. Не получилось на них снять только сцены с диалогами: дело в том, что плёночные IMAX камеры очень сильно шумят.
Причём и прошлый, и позапрошлый рекорды также принадлежали Нолану: сначала «Тёмному рыцарю», затем — «Интерстеллару».
В том же 2008-м, когда цифровая проекция начала активно заменять плёночную, IMAX представили новую систему Digital IMAX. По сути, это упрощённая версия оригинального IMAX, приспособленная для показов в мультиплексах.
Она не требует настолько огромных экранов, а изображение в таких залах проецируется с меньшим соотношением сторон (1.90:1 вместо 1.43:1) и разрешением в 2К — что намного меньше, чем в плёночном аналоге.
Поклонники компании встретили новшество в штыки — у новых, «уменьшенных» цифровых IMAX-залов даже появилось народное название, LieMax.
Сейчас на смену Digital IMAX приходит Laser IMAX — соотношение сторон в нём вернулось к оригинальному, а качество возросло до 4K. Но в России пока всего два кинотеатра с такой технологией — и оба находятся в Москве.
RealD 3D
Чтобы понять, чем RealD 3D принципиально отличается от конкурентов, сначала надо понять, как стереоскопическое изображение вообще работает.
Трёхмерное кино в целом — изобретение совсем не новое. Первые эксперименты по получению объёмного движущегося изображения проводили ещё в 1890-х, первое практическое применение датировано 1915-м. Тогда пионер кинематографа Эдвин С. Портер показал публике несколько коротких зарисовок, 3D-эффект в которых достигался с помощью анаглифа.
Анаглиф — метод, когда на экран проецируется сразу два изображения: одно в красном канале, другое — в синем (или, скорее, бирюзовом). Относительно друг друга изображения немного смещены, и когда зритель смотрит на них через специальные очки, то каждый глаз видит только один канал.
Получается, что зритель как бы смотрит на экран сразу с двух перспектив (левого глаза и правого глаза) и, соответственно, получается эффект трёхмерного изображения.
Конечно, анаглиф несовершенен — из-за необходимости красно-синей кодировки такие фильмы очень плохо передавали цветовую композицию. Но в целом современный метод создания 3D очень похож на тот, что использовали сотню лет назад.
Технология Dolby-3D , например, отличается лишь тем, что разделяет не целые цвета, а конкретные диапазоны длины волн в спектре. IMAX 3D идёт дальше и делит изображение с двух проекторов поляризационными фильтрами: одна часть поляризуется вертикально, вторая — горизонтально. Фильтры на очках позволяют, соответственно, видеть одному глазу только вертикальные волны, а второму только горизонтальные.
Есть ещё технология XpanD , в которой делят изображение уже сами очки. Проектор при таком показе демонстрирует фильм с частотой 48 кадров в секунду — по 24 кадра на каждый глаз, а очки по команде расставленных по залу инфракрасных датчиков попеременно закрывают створки — то слева, то справа.
Если в кинотеатре вам выдали относительно увесистые пластиковые очки с тёмным датчиком между глаз — это вот как раз XpanD.
RealD 3D больше всего похожа по технологии на IMAX 3D, но с одним значительным различием. Вместо линейной поляризации она использует круговую — так, половина кадров (для, допустим, левого глаза) поляризована по часовой стрелке, вторая (для правого) — против часовой.
Это помогает не терять эффект трёхмерности при повороте головы: если вы начнёте осматриваться в IMAX кинотеатре, изображение потеряет всю стереоскопичность.
Также RealD 3D не требует наличия двух проекторов. Вместо этого один проектор показывает кино со скоростью в 144 кадра в секунду, по 72 на глаз. При этом, чтобы избежать эффекта мерцания, каждый кадр дублируется три раза — получаются стандартные 24 FPS.
Главная проблема RealD 3D — с которой все, наверняка, сталкивались — это низкая яркость изображения. Дело в том, что для работы этой технологии (как и, кстати, для IMAX 3D), необходимы специальные посеребрённые экраны — обычный экран очень плохо отражает поляризованный свет. Но даже так потеря в свете остаётся.
Сейчас RealD выпустила новую технологию, которая, правда, пока не успела стать массовой. Называется она RealD 3D XL и, по уверениям компании, должна решить проблему со светопередачей.
К слову, как и в случае с IMAX, фильмов снятых с нативным 3D делают не так много, как представляют нам маркетологи — для этого, как минимум, нужно снимать кино сразу на две камеры, и далеко не каждая студия и не каждый режиссёр готовы идти на такие затраты.
Сайт Real 3D or Fake 3D каждый год отслеживает, какие картины на самом деле сняты в стереоскопическом изображении, а какие приобрели эффект трёхмерности с помощью чуда пост-продакшена. В 2019, например, настоящим 3D может похвастаться только «Алита: Боевой ангел» (и как раз «Гемини», который на сайт, видимо, пока не добавили).
Своим названием эта технология может напомнить те самые аттракционы с курортов, где вам предлагают не какие-то там жалкие «три дэ», а все 4D, 5D, 10D, 100D! По сути, 4DX и есть их кровный родственник — только масштабнее и в разы качественнее. И вместо дешёвеньких CG-роликов с американскими горками и «домами ужасов» в 4DX показывают полнометражные блокбастеры.
Что же это за четвёртое измерение, которое нам предлагает название? Не время, разумеется (в этом смысле все фильмы, в общем-то, 4D). «Четвёртое измерение» — чисто коммерческий ход, и подразумевается под этим названием набор механических эффектов — движения кресел, туман, запахи, вспышки стробоскопа, капли и прочее-прочее, на что только хватит фантазии — которые как бы «дополняют» опыт просмотра картины и увеличивают степень погружения зрителя.
Впервые такой подход применили в далёком 1960-м в фильме «Запах тайны». В этом комедийном детективе использовали технологию Smell-O-Vision, которая в определённые моменты фильма выпускала в зал особые запахи, тесно связанные с сюжетом. Один из героев, например, там идентифицировался по запаху курительного табака.
Тем не менее, почти полвека «4D-фильмы» оставались в рамках аттракционов и единичных экспериментов. Лишь в 2009 году корейская компания CJ CGV решила вывести эту технологию в большое кино. Они начали активно сотрудничать с кинотеатрами и студиями, чьи фильмы они собираются показывать.
Иногда сами авторы соглашаются помочь программировать показ — то есть разрабатывать алгоритм, по которому в нужные моменты движутся зрительские сиденья, выпускаются пары тумана и запахи. Но чаще CJ CGV занимаются этим самостоятельно — от создателей фильма требуется лишь подписать контракт на показы в 4DX.
Возможности «четвёртого измерения» у 4DX, в отличие от похожих аттракционнов, вполне конкретные и закреплённые патентом — то есть сходив в разных странах на такой показ, вы получите очень похожий опыт.
4DX умеет двигать кресла зрителей в такт движению, выпускать «туман» и запахи, брызгать в зрителя водой, имитировать вспышки света, снег и ветер. Также часто над ухом у зрителя расположены маленькие динамики, имитирующие свист пуль.
4DX — самая массовая на данный момент коммерческая 4D-система, у которой почти нет серьёзных конкурентов. Ближайший, D-Box , сильно проигрывает в технологиях — из эффектов у него есть только движущиеся сиденья.
Dolby Atmos
Перед началом практически каждого сеанса в кино мы видим логотип Dolby — самой популярной в индустрии компании, занимающейся технологиями обработки и воспроизведения звука. С ней сотрудничают практически все кинотеатры: исключение составляют разве что залы IMAX, у которых своя собственная система воспроизведения звука.
Dolby Atmos несколько упрощает работу звукорежиссёров, но главное — позволяет зрителям, вне зависимости от оборудования их зала, получить более-менее похожий опыт (хотя бы с точки зрения пространственного сведения).
Сейчас стандарт Dolby Atmos распространяется и на домашние системы, и даже на наушники — для последних необходимо лишь купить лицензию в приложении Dolby Access.